yelena1234 (yelena1234) wrote,
yelena1234
yelena1234

  • Mood:

Мои города по алфавиту. К Калининград



Для меня Калининград - экзотика по многим причинам. И туда непреодолимо влечет.

Историческое название города – Кенигсберг (нем. «королевская гора»). Возникновение первых поселений на его территории относится к XIII веку.

В 1254 году чешский король Оттакар II начал крестовый поход на язычников Пруссии. В 1255 году ему удалось захватить Земландский полуостров и покорить прусское племя сембов. В том же году 1 сентября был основан замок Кенигсберг.

В последствии замок превратился в опорный пункт рыцарей военно-монашеского Тевтонского ордена. После войны 1454-1466 годов Тевтонский Орден переместил свою столицу из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше) в Кёнигсберг. В 1525 году Великий магистр Тевтонского Ордена Альбрехт преобразовал теократическое государство в светское Прусское Герцогство, столицей которого стал Кёнигсберг. Впоследствии вокруг крепости возникли поселки Альтштадт, Лебенихт, Кнайпхоф, объединившиеся в 1724 году в единый город Кенигсберг, ставший столицей Пруссии.
Первоначальным толчком к развитию инфраструктуры города послужило его вхождение в торговый союз прибалтийских городов «Ганза». Удачное географическое положение города, незамерзающее Балтийское море, обилие рек и озер - все это способствовало развитию судоходства. В Кенигсберге строились гавани и судоверфи, создавались искусственные водные артерии: озера (Верхнее и Нижнее), судоходный канал глубиной 8 метров и протяженностью 40 километров, связавший устье реки Преголи с Балтийским морем.

С 1554 года город развивался по градостроительному плану, становился большим промышленным и культурным центром. А десятью годами раньше начал действовать университет, названный впоследствии в честь герцога Альбрехта – Альбертиной. Там обучался и преподавал известный немецкий философ Иммануил Кант. В Кёнигсберге также родился и работал Ф. Бессель, длительное время проживал Э. Т. Гофман.

По данным переписи на 17 мая 1939 года в Кенигсберге проживали 372 тыс. человек или 34,3% населения региона. Территория Кенигсберга - 190 кв. км. Плотность населения на I кв. км территории Кенигсберга – около 2 тыс. человек.

История города тесно связана с историей войн. Кенигсберг принимал участие в «Великой войне» Тевтонского ордена с Литвой и Польшей, в Тридцатилетней войне между Тевтонским орденом и Польшей, в Северной шведско-польской войне. В результате Семилетней войны Восточная Пруссия была занята русскими войсками. В течение 4 лет Кенигсберг (1758 – 1762) был русским городом, и русское правление благотворно сказалось на его судьбе, судьбе его граждан. Сюда к генерал-губернатору В. И. Суворову приезжал его сын – будущий великий полководец, а тогда молодой полковник. Здесь начинал свою карьеру в качестве переводчика русских губернаторов, видный ученый и общественный деятель Андрей Болотов.

Долгое время Кенигсберг был административным центром отсталой аграрной окраины Прусского государства. Индустриальное развитие началось в середине XIX века, когда стали развиваться лесопиление и деревообработка, рыболовство, машиностроение, были построены судоверфь, вагоностроительный завод. В структуре промышленности три первых места по числу занятых занимали деревообрабатывающая, пищевая и керамическая отрасли. На четвертом месте находилось машиностроение. Производство развивалось за счет привозного сырья: железа, поступающего из Силезии, Рейнской области, угля из Великобритании, древесины (из Российской империи) и частично за счет местных ресурсов.

Кенигсберг имел важное значение как морской порт и крупный железнодорожный узел. Благоприятное географическое положение предопределяло значение города как узлового пункта на торговых путях, ведущих из Российской империи на запад. Благодаря этому Кенигсберг перед первой мировой войной стал местом международной торговли между Востоком (Россией) и Западом. Особенно большое значение он имел в торговле зерном и лесом. Около половины перерабатывающихся в кенигсбергском порту грузов были российскими (в основном из Украины и Белоруссии, Центрально-Черноземного района и Среднего Поволжья). Грузооборот порта достигал 1,75 млн. тонн. Для увеличения его пропускной способности в 1901 году был построен морской канал глубиной 6,5 м.

После поражения Германии в первой мировой войне и подписания Версальского мира Восточная Пруссия стала немецким эксклавом, отделенным от основной части страны. Возникла проблема «польского коридора». С послевоенным переустройством границ экономико-географическое положение Восточной Пруссии резко ухудшилось и транспортное значение ослабло. Важнейший источник доходов - торговля с Россией - был потерян. Поставки российской древесины для лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности прекратились. Предприятиям пришлось переориентироваться на скандинавское сырье.

Положение в промышленности после окончания войны до конца 1920-х годов оставалось тяжелым. В сложной ситуации находились вагоностроительный завод, судоверфь и другие предприятия. Сокращалась занятость рабочих. В кризисном состоянии были практически все крупные предприятия, кроме целлюлозно-бумажных заводов.

Перед Кенигсбергом встала проблема конкуренции с бывшими немецкими портами Данцигом и Мемелем. Главный конкурент Кенигсберга - Данциг (Гданьск) - в соответствии с Версальским договором был связан таможенным союзом с Польшей, а Мемель (Клайпеда) в 1923 году включен в состав Литвы. Возникла необходимость заключения соглашений, торговых договоров с каждым государством в отдельности. Экономика Восточной Пруссии изолируется, что отрицательно сказались на объемах товарооборота. Почти вдвое сократились объемы поступавших в Кенигсберг грузов. Для решения проблем создается «Восточно-Прусская служба при императорском и государственном министерстве». Центральным правительством Германии разрабатывается специальная программа «Восточная Пруссия».

Еще с 1918 года предусматривалось создать вольный город в Кенигсбергском порту и разрешить беспошлинное хранение грузов, а также неограниченное строительство любых промышленных сооружений. Сразу после окончания первой мировой войны предпринимаются усилия по развитию и расширению порта. Осуществлено углубление канала до 8 метров и его расширение до 30 метров, устройство освещения в ночное время суток. В 1924 году вошли в строй новые торговая и индустриальная гавани.

Принимались меры и по привлечению торговых партнеров. При содействии магистрата и торговой палаты весной 1920 года в Кенигсберге создана “Немецкая восточная ярмарка”. В 1922-1923 годах открыт “Торговый двор”, а в 1924-1925 годах – «Дом немецкой техники». С 1922 года в ярмарке стал участвовать СССР, организовавший в 1925 году большую выставку своих экспортных товаров.
Все это позитивно повлияло на развитие торговли. К началу второй мировой войны порт Кенигсберг-Пиллау занимал пятое место среди портов Германии и второе - в германской торговле на Балтийском море. Произошли определенные структурные сдвиги в отраслевом составе промышленности. Ведущими отраслями стали металлообработка и машиностроение (занявшее к тому времени первое место по числу работников - почти четверть их общей численности), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (при предприятиях которой имелись сульфатно-спиртовые заводы), пищевая промышленность. Заметное значение имели силикатно-керамическая, текстильная, полиграфическая промышленность. Действовали небольшие электростанции и заводы по производству газа. Промышленность базировалась в основном на привозном сырье. Лишь отдельные отрасли использовали местные ресурсы. Развивалась также рыбная промышленность.

Однако в целом Восточная Пруссия с ее административным центром Кенигсбергом перед второй мировой войной представляли экономически менее развитую территорию Германии, ее развитие затруднялось эксклавным положением в удалении от основной части страны. Государство было вынуждено оказывать ей поддержку. Условием более успешного развития было установление тесных экономических связей с соседними регионами других стран и развитие транзитной торговли между Востоком и Западом.

На протяжении веков в городе велось строительство замков и укреплений. С 1626 по 1634 год были построены оборонительные укрепления вокруг всего города. В 1900 году началось сооружение внешнего оборонительного кольца укреплений из 12 фортов. Готовились военные кадры, строились корабли, производилась артиллерия и другая боевая техника. В период войны на заводах и принудительных работах трудились граждане захваченных европейских государств и тысячи военнопленных.

В августе 1944 года Кёнигсберг был сильно разрушен британскими авиабомбардировками, в основном пострадал центр города, где практически не было военных объектов. Погибло множество мирных жителей, сгорел старый город и был уничтожен ряд памятников старины, сильно пострадал королевский замок.

Воинские соединения 3-го Белорусского фронта под командованием маршала А. М. Василевского 6 апреля 1945 года начали штурм Кенигсберга, продолжавшийся четыре дня. Ожесточенные бои в крепости, фортах и на улицах привели к полной капитуляции немецких войск и взятию города. Комендант города и крепости генерал Отто фон Ляш 9 апреля в 21 час 30 минут отдал приказ о прекращении сопротивления и подписал акт о капитуляции.

Медалью «За взятие Кенигсберга» награждены тысячи человек. Более 200 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, а двадцать из них стали дважды Героями Советского Союза.

После окончания второй мировой войны в соответствии с подписанным в Потсдаме соглашением трех великих держав (СССР, США, Великобритании) Кенигсберг в составе северной части Восточной Пруссии отошел к Советскому Союзу.

Президиумом Верховного Совета СССР 7 апреля 1946 года принят Указ «Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР» а 4 июля 1946 года - Указ «О переименовании Кенигсберга в Калининград и Кенигсбергской области в Калининградскую область». Началась новая эпоха в истории старинного города.

С августа 1946 года было организовано массовое прибытие в область переселенцев из регионов СССР. Это определило многонациональную структуру населения края и образование культуры своеобразного типа, для которой характерны взаимодействие и взаимопроникновение традиций и обычаев многочисленных наций и народностей. В те годы хозяйство областного центра было сильно разрушено. В руинах находилось около 90 % жилых зданий и сооружений, не работал водопровод, канализация, газовое хозяйство, транспорт. Улицы были завалены грудами кирпича и обломками зданий. Не действовали и немногие уцелевшие предприятия. Все строилось практически заново.
Усилиями новых жителей города, при огромной помощи всей страны была создана современная промышленность, строительная индустрия, транспорт и связь, получила развитие инфраструктура городского хозяйства и социальная сфера. Калининград в 1971 году «За успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве» награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

С распадом Советского Союза регион оказался в изоляции от основной территории России. Начался очередной новый этап в жизни города. Прорывным моментом в развитии Калининграда стала подготовка и проведение в 2005 году празднования 750-летия города, а в 2006 году - шестидесятилетия современного названия города.

Администрация городского округа при поддержке Правительства Калининградской области совместно с федеральным центром принимает меры по устранению дефицита энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры. Реализуется Федеральная целевая программа развития Калининградской области.

По итогам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» за 2008 год город Калининград награжден специальным призом Министерства регионального развития РФ как достигнувший наилучших показателей в номинации «За активное внедрение передовых технологий в реконструкцию городской среды».

Калининград замечен и по достоинству оценен Советом Европы. В 1999 году за успехи в международной деятельности награжден Флагом, в 2003 году – Доской Почета, а в 2005 году – высшей наградой – Приз Европы.

В 2006 году Фондом Согласия Литовской Республики за укрепление дружбы, мира и согласия между народами Калининград награжден Флагом Согласия.

Город Калининград в 2014 году третий год подряд занимает первое место в рейтинге 100 лучших городов России с населением более 100 тыс. человек (Москва и Санкт-Петербург внесписочно) по данным журнала "Коммерсантъ Секрет Фирмы" (издание от 01.04.2014). Рейтинг основывался на нескольких показателях: доходы бюджета, покупательная способность, отношение годовой заработной платы к годовой стоимости потребительской корзины, объем производства, уровень инвестиций, объем жилищного строительства, индекс социальной инфраструктуры (количество врачей на 10 тыс. человек; число дошкольников на место в детском саду; среднедушевая площадь жилья) и другие.

В 2013-2014 гг. в рамках VI и VII Международного смотра-конкурса городских практик городов СНГ и ЕврАзЕС лауреатами премии «Город, где хочется жить» стали проекты «Организация отдыха детей во время каникул в городском округе «Город Калининград» и «Создание корпоративной вычислительной сети муниципальных библиотек Калининграда», реализованные комитетом по социальной политики администрации городского округа «Город Калининград».

В ноябре 2015 года мастер-план Калининграда стал единственным российским проектом, вошедшим в число пятнадцати «победителей первого дня» Всемирного фестиваля архитектуры, проводившегося в Сингапуре.

Также Калининград в 2015 году стал одним из ста городов мира с самыми комфортными гостиницами по соотношению «цена-качество» — город занял 24 строчку рейтинга, обогнав по этому показателю все остальные российские города. Об этом свидетельствуют результаты исследования trivago.ru.

Калининград вошел в десятку городов России, наиболее популярных у иностранных туристов в 2016 году, заняв в этом списке восьмое место.

Сервис для путешественников TripAdvisor включил Калининград в число наиболее быстрорастущих туристических направлений Европы. Российский город занял пятое место в составленном экспертами рейтинге топ-10. Также Калининград вошел в топ-10 туристических мест России в рейтинге составленном авторитетной британской газетой The Guardian.

Сервис поиска и бронирования отелей RoomGuru.ru. Топ, составленный по данным броней отелей для проживания с 1 января по 31 декабря 2016 года, поставил Калининград на 7 место по популярности среди городов России.

Город Калининград – административный центр самого западного региона России, единственного субъекта РФ, полностью отделённого от остальной территории страны сотнями километров, сухопутными границами двух государств (Польша, Литва) и международными морскими водами. У России нет другой такой территории, где столь длительное время действует режим особой экономической зоны.

Источники: http://города-россия.рф/sity_id.php?id=40, https://kaliningrad.cian.ru/rent/flat/157154733/, http://www.klgd.ru/administration/mayor/history/

Вы бы поехали?

В первый список
1(100.0%)
Во второй список
0(0.0%)
В третий список
0(0.0%)
Я там прекрасно живу
0(0.0%)
Нет
0(0.0%)





Tags: ВМФ, Калининград, Мои города по алфавиту, Россия, авиация, дальнее путешествие, мечта, море, надо ехать, план, проект
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
Экстремизма, аморальной рекламы не надо (прозевала вот сегодня с утра одну запись, она провисела у меня три часа с лишним). Спасибо за понимание, друзья!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments