yelena1234 (yelena1234) wrote,
yelena1234
yelena1234

  • Mood:

Мои города по алфавиту. Н Нижний Тагил



Из-за Нашей Раши мы все думаем, что знаем Тагил) Уверена, что мы ошибаемся. Да, тагильчане?

Нижний Тагил – это город, находящийся в Российской Федерации, он имеет статус административного центра Горнозаводского управленческого округа в Свердловской области. В переводе с местного языка (мансийского) "Тагил" означает "много воды".

Расположение Нижнего Тагила легло на восточную часть Уральского хребта. Интересный факт: город располагается в 20 - 25 километрах от границы Азии и Европы (граница условная). Общая площадь Нижнего Тагила составляет 298,47кв. км.

Численность населения города на протяжении мнигих лет падает и на 2013 год была примерно равна 358 тысячам человек.

В конце шестнадцатого века во время своего похода Ермак Тимофеевич застолбил место стоянки для своего войска рядом с городом, тем самым преодолел Азиатско-Европейский водораздел.

Гора магнитная в ясашных вотчинах вверх Тагильской волости вниз Тагила реки на левой стороне: гора поверх длиннику 300 сажен, поперек 30 сажен, в вышину 70 сажен, в другую сторону тож, а среди горы пуповина чистого магниту… …угожее место для завода досмотрел на реках Тагил и Выя сибирский боярский сын Михаиле Бибиков. В то же лето досмотр вели семь кузнецов и рудоплавщиков с Леонтием Новоселовым. По берегам рек лесы темные и боры и горы каменные и круг горы бор большой… лесу доброго для плотины строитца предостаточно…
Д. П. Протасьев, (верхотурский воевода) из доклада царю Петру Первому, 1696 год.

Датой основания города принято считать 8 октября 1722 г. Именно тогда получили первый чугун на Выйском заводе. Завод был построен династией Демидовых, все Тагильские заводы принадлежали этой династии до революции.

Заводчики Демидовы поставили на промышленную основу горное и металлургическое дело, что стало толчком к созданию и развитию других отраслей. Именно в Нижнем Тагиле были созданы машины и оборудование для горного и железоделательного производств. Железо Нижнетагильских заводов с клеймом «Старый соболь» охотно покупали в Англии, Франции и других западноевропейских странах, ибо было оно лучше известного тогда «свейского» (шведского), а в XIX столетии постоянно получало награды на международных выставках.

Промышленная направленность города определила не только его индустриальный облик, жизненный уклад, но и культуру, развитие кустарного производства, связанного с обработкой металла и дерева. Изготовленные из тонкого «мягкого» железа, ярко расписанные особо прочным «хрустальным» лаком, тагильские подносы шли нарасхват. Этот уникальный промысел возник на сто лет раньше известного жостовского.

Тагил стал средоточием народной творческой мысли и технического прогресса. Отсюда вышла целая плеяда изобретателей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю отечественной техники. В Нижнем Тагиле впервые в России встал на рельсы паровоз, изобретенный отцом и сыном Черепановыми. Навсегда вписали свои имена в историю отечественной техники инженеры-металлурги Поленов, Грум-Гржимайло и др. Как символ мастерства тагильских изобретателей экспонируются в Эрмитаже музыкальные дрожки механика Егора Кузнецова, и сегодня вызывающие восхищение своей оригинальностью.

В 1807 году был образован Нижнетагильский горнозаводской округ, в который вошли заводы и рудники Демидовых. Именно к середине XIX века в городе появляются многие здания, впоследствии ставшие памятниками архитектуры, в их числе комплекс Управления заводами Нижнетагильского округа, в котором сейчас размещается Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Кадры для демидовских предприятий готовило горнозаводское училище, в конце 1840-х годов в поселке открывается четыре приходские школы, а чуть позже создается заводская библиотека.

Побывавший здесь в 1846 году профессор Казанского университета И.Я. Горлов писал: «Нижний Тагил есть настоящий город, заключающий обширную городскую промышленность». Перед реформой 1861 года в нем проживало свыше 31 тысячи человек.

И хотя Тагил тогда не имел официального статуса города, он фактически являлся таковым, на его территории были заводы, больницы, школы и училища, в городе имелся свой музей и заводской театр. Но эпоха «горного гнезда» окончилась в начале XX века, революционный вихрь смел его, как многие и многие другие…
XX век, дав Нижнему Тагилу официальный титул города, окончательно утвердил его в звании классического индустриального центра.

А статус города Нижнему Тагилу присвоил Екатеринбургский военно-революционный комитет 20 августа 1919 года:

Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил, безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства. Город Нижний Тагил сливается в одно целое из Тагильской, Выйско-Никольской, Троицко-Александровской волостей.
Выписка из приказа

Интенсивное промышленное развитие города в 30-е гг. было предопределено задачами строительства на востоке страны новой угольно-металлургической базы. Вся местность к востоку от старого города превратилась в одну огромную строительную площадку. В январе 1930 г. у Федориной горы, на берегу речки Вязовки, началось строительство Новотагильского металлургического завода. Рядом со старым Салдинским трактом вырастал другой промышленный великан - Уральский вагоностроительный завод. К 1941 г. наряду с традиционными горнорудными, золотоплатиновыми и металлургическими производствами в городе появились крупное машиностроение и химическая промышленность.

История города в ХХ веке была не менее насыщенной, ее можно назвать воплощением советской индустриальной политики. Каждая эпоха, множество событий неизменно отражались на облике города, на судьбах его жителей. Черты времени видны, когда явно, а когда едва уловимо, в улицах, проспектах, зданиях, памятниках. Известный российский журналист Максим Кваша, посетив наш город, очень точно подметил: «Тагил, как выясняется, чуть ли не лучшее место на Урале, чтобы почувствовать, что представляет собой регион. Фактически – символ области, действующая модель в миниатюре. Здесь, как на археологическом раскопе, можно увидеть все главные слои экономической истории». И это действительно так.

В годы Великой Отечественной войны Нижний Тагил внес свой весомый вклад в дело Победы. Горожане самоотверженно работали, производя тысячи тонн металла и знаменитые танки Т-34, снова и снова подтверждая, что «Урал – опорный край державы». Население Нижнего Тагила в 1940–1960-е годы резко возросло: в годы войны – за счет эвакуированных, многие из которых обрели здесь вторую родину, в послевоенное время – за счет большого притока молодых специалистов и рабочих, которые ехали на предприятия и стройки Тагила со всех концов СССР.

Этнохоронимы: тагильча́не, тагильча́нин, тагильча́нка.

Источники: http://города-россия.рф/sity_id.php?id=48, http://www.ntagil.org/gorod/istoriya/, http://www.obltv.ru/news/economy/byudzhet-razvitiya-nizhnego-tagila-uvelichen-pochti-na-840-mln-rubley/





Вы бы поехали?

В первый список
1(50.0%)
Во второй список
0(0.0%)
В третий список
0(0.0%)
Я там прекрасно живу
0(0.0%)
Нет
1(50.0%)

Tags: Нижний Тагил, Россия, авиация, дальнее путешествие, мечта, надо ехать, план, проект
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yelena1234 february 6, 17:47 4
Buy for 30 tokens
Стихи для чтения вслух - Елена Глушко - Ridero Письменный стол на краю пропасти - Елена Глушко - Ridero Внеочередные басни - Елена Глушко - Ridero Счастливо тебе, детка - Елена Глушко - Ridero
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments