yelena1234 (yelena1234) wrote,
yelena1234
yelena1234

  • Mood:

Мои города по алфавиту. П Пенза



В русской литературе 19 века очень много Пензы. Для меня она (за глаза) стала воплощением провинциального уютного русского города.

Пенза приобрела статус города в 1663 году. Город расположен на Приволжской возвышенности, в самом центре европейской части Российской Федерации. Город является экономическим, культурным и административным центром в Пензенской области. Население города составляет примерно 519 тысяч жителей (2013). Пенза находится в 629км к юго-востоку от Москвы, на трассе М5 Москва-Челябинск.

Пенза стоит на семи холмах, в части речной долины Суры. Она раскинулась по обе стороны реки. В городе кроме реки Суры протекает множество рек: Пензятка, Пенза, Ардым, Мойка, Старая Сура, Барковка, ручьи Безымянный и Прокоп. Общая территория Пензы - 304,7кв. км.

ГОРОД-КРЕПОСТЬ ПЕНЗА основан в 1663 году при царе Алексее Михайловиче как форпост на юго-восточной окраине государства.

В мае 1663 года на реку Пензу с сотней казаков-черкас прибыл Юрий Ермолаевич Котранский, бывший воевода г.Балахны «город строить». Он и стал основателем и первым строителем города. За достаточно непродолжительное время был взведен деревянный кремль.Обязанности по созданию поселений и укреплений вблизи крепости возлагались на воеводское управление, которое возглавлял с конца 1663г. первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов. По указу царя от 13 октября он «построил на Пензе у города посад и слободы», то есть наделил землей
жителей города: конных и пеших казаков, пушкарей, воротников. В 1665 году население города составляло около 3300 человек (почти 700 дворов).

Е.П. Лачинов дважды назначался пензенским воеводой. Вторично – в 1670 г. В этом же году он был казнен через повешение отрядом разинского атамана Михаила Харитонова.

Долгие годы крепость Пенза служила надежным заслоном от кочевников – кубанцев (народов Северного Кавказа и Приазовья) и ногайских орд. Нападению кочевников Пенза подвергалась в 1668, 1680 и 1717 гг., но овладеть крепостью им ни разу не удалось. В качестве благословения новопостроенного города царь Алексей Михайлович пожаловал Пензе икону Казанской Божьей Матери, которая почиталась чудотворной. По преданию, в 1717 г., во время Большого Кубанского погрома, нападавшие сожгли южную часть города и уже подступили к стенам крепости, однако находившиеся в осаде пензенцы появились перед вражеским войском с этой иконой, что спасло город от разрушения.

Икона Казанской Богоматери и по сей день является главной святыней Пензы.

В первой трети XVIII столетия Пенза превращается во внутренний город России и утрачивает свое прежнее стратегическое значение. Во второй половине XVIII века Пензенский край становится одним из основных в стране районов помещичьего землевладения. К этому времени Пенза – крупный экономический центр, благосостояние которого базируется на товарном сельскохозяйственном производстве (преимущественно вывоз хлеба) и винокурении.

В течение всего XVIII столетия постепенно повышался и административный статус города. С 1719 г. Пенза – центр Пензенской провинции Казанской губернии. В 1780 г. город становится центром Пензенского наместничества, подчиненного Казанскому генерал-губернатору.

В 1781 г. Пенза и губерния получают Высочайше утвержденный герб – в зеленом поле три снопа: пшеничный, ячменный и просяной, – «означающий богатство и знатное земледелие здешней земли».

9 сентября 1801 г. по указу Сената Пенза была объявлена губернским городом, являясь одновременно и центром Пензенского уезда. В Пензе располагалась резиденция губернатора. Наибольшую известность на поприще пензенского губернатора получили: Ф.Л. Вигель (1801 – 1809), Г.С. Голицын (1811 – 1815), М.М. Сперанский (1816 – 1819), А.А. Панчулидзев (1831 – 1859), Н.Д. Селиверстов (1867 – 1873), П.Д. Святополк-Мирский (1895 – 1898).

В связи с резким увеличением административного аппарата в губернской Пензе значительно возросла численность дворян и чиновников, что, вместе с открытием в городе в конце XVIII – начале XIX в. учебных заведений (главное народное, впоследствии, уездное училище; губернская гимназия, ныне муниципальная классическая гимназия №1; духовная семинария; всероссийски известное училище садоводства, ныне совхоз-техникум) и его чрезвычайно активной для российской провинции тех лет театрально-музыкальной жизнью, сделало Пензу крупным культурным центром. В 1800-х гг. ее население составляло около 13000 человек.

ПЕНЗА — НОВЫЕ АФИНЫ
Первым в городе театром, существовавшим в 1792 – 1797 гг., руководил известный в свое время поэт и актер-любитель, мемуарист, пензенский вице-губернатор князь И.М. Долгоруков. В 1-й четверти XIX века в Пензе работало три театра одновременно: труппа богача Горихвостова, ставившая итальянские оперы; труппа Г.В. Гладкова, ставившая трагедии, драмы и комедии; губернаторская труппа В.И. Кожина.

Нынешний крупнейший театр города – Пензенский драматический им. А.В. Луначарского – ведет свою историю от возникшего в 1896 г. Пензенского драматического кружка им. В.Г. Белинского.

Лучшим в провинциальной России симфоническим оркестром во 2-й трети XIX века был оркестр пензенского губернатора А.А. Панчулидзева. Выдающееся значение для культуры края имеет Пензенское музыкальное училище, одно из старейших в стране, возникшее в 1882 г. как классы открытого годом раньше Пензенского отделения Императорского Русского музыкального общества.

Пенза – родина русского цирка: в 1873 г. в городе состоялось первое выступление цирка, принадлежавшего русским антрепренерам братьям Никитиным.

Первое художественное учебное заведение Пензы и губернии – школа Макаровых (третья четверть XIX века); в ней преподавал И.К. Макаров, впоследствии академик живописи, автор портретов Н.Н. Пушкиной-Ланской и детей великого поэта.

В становлении учебного и музейного дела города большую роль сыграл пензенский губернатор Н.Д. Селиверстов. Он завещал городу 500 тыс. руб. и коллекцию книг и картин для устройства училища и музея. Картинная галерея, открывшаяся в 1892 г., после создания в 1898 г. Пензенского художественного училища им. Н.Д. Селиверстова получила статус художественно-промышленного музея при училище (теперь это областная картинная галерея им. К.А. Савицкого).

Благодаря личному содействию Н.Д. Селиверстова в 1869 г. состоялось открытие Пензенской женской гимназии.

В 1891 г. был открыт первый в губернии краеведческий музей (при статкомитете), в 1901 г. – ученая архивная комиссия, в 1905 г. – Пензенское общество любителей естествознания, а в 1911 – его природоведческий музей (ныне областной краеведческий). Важнейшая роль в исследовании природных условий, экономики и трудовых ресурсов губернии принадлежала Пензенскому земству (1865 – 1918 гг.).

Первая публичная библиотека в городе Пензе была открыта в 1837 году, библиотека им. М.Ю. Лермонтова – в 1892 году, народная библиотека-читальня, ставшая впоследствии Центральной городской библиотекой им. В.Г. Белинского – в 1895 году.

Благодаря большому количеству культурных и учебных заведений Пенза на рубеже XIX – ХХ вв. имела гордый титул «Новые Афины».

Культурная жизнь Пензы всегда имела те или иные особенности, позитивно выделявшие ее среди русских губернских городов. В частности, в годы последнего царствования по количеству учебных заведений Пенза, уступая немногочисленным в ту пору университетским городам, шла впереди большинства прочих губернских центров. Эта особенность – характерная черта города и в советское, и в настоящее время.

ВЫСШИЙ СВЕТ
В начале XIX века августейшие особы несколько раз посещали Пензу. В городе побывали Великий князь Михаил Павлович (1817), Александр I (1824), Николай I (1836), наследник престола Александр Николаевич (будущий Александр II) (1837). С желанием Николая I связано состоявшееся через несколько лет после его визита благоустройство Соборной (Советской) площади, в том числе разбивка городского сквера, с 1892 г. называющегося Лермонтовским. Николаю I принадлежит и выбор места для постройки зданий приказа общественного призрения, освященных в 1846 г. (ныне областная больница им Н.Н. Бурденко).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ПЕНЗЫ
Пенза традиционно находилась на пересечении важных торговых путей, а к концу XIX в. получила железнодорожный выход по всем направлениям: 11 октября 1874 года началось движение на участке Моршанск – Сызрань. Это обстоятельство создало хорошие предпосылки для экономического и культурного развития.

Пенза имела вполне заслуженную репутацию одного из крупнейших гнезд российского дворянства, олицетворявшего собой могущество и славу государства. Здесь оно было представлено именами Шереметевых, Шуваловых, Голицыных, Куракиных, Татищевых, Трубецких, Долгоруких, Суворовых, Воронцовых, Разумовских и др.

Вместе с тем за Пензой прочно закрепился имидж «купеческого» города. Первенствующее положение в коммерческом мире занимали Карповы, Финогеевы, Сергеевы, Барсуковы, Кузьмины, Кузнецовы, Тюрины, Евстифеевы, Очкины, Панковы и др., выходившие на общероссийский и даже мировой рынок.

В XIX – начале ХХ века в экономике Пензы ведущая роль по-прежнему принадлежала торговле хлебом и спиртом и пищевой промышленности, особенно мукомольно-крупяной и водочной.

С середины XIX века в городе появляются новые производства. Крупнейшим из них в дореволюционной Пензе была бумажная фабрика, заведенная в 1850 г. одним из самых богатых купцов губернии хлеботорговцем П.В. Сергеевым (ныне фабрика «Маяк»).

Первенцем оборонной промышленности города является созданный в годы Первой мировой войны завод по изготовлению дистанционных трубок для взрывных устройств (ныне производственное объединение «ЗИФ»).

Административное и экономическое значение дореволюционной Пензы обусловили относительно быстрое проникновение в городскую жизнь новейших достижений техники: 1845 г. – появление дагерротипии (раннего способа фотографирования, на металлической пластинке), 1859 г. – телеграфа, 1891 г. – велосипеда, 1897 г. – телефона, 1905 г. – уличного электроосвещения и асфальтированных тротуаров, 1906 г. – автомобиля, 1908 г. – рентгеновского кабинета; в 1890 г. впервые в Пензе демонстрировался звукозаписывающий аппарат, в 1896 г. – кинофильм, в 1911 г. – полет аэроплана; в 1915 г. открыт первый пензенский кинотеатр «Олимп» (ныне «Октябрь»).

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ В ПЕНЗЕ
По всероссийской переписи 1897 г. в Пензе проживало 59 981 человек. В результате интенсивного развития города в начале ХХ в. его население к 1917 г. составило 105 000 человек.

В обстановке военного времени на крупных промышленных предприятиях и железной дороге, в воинских частях и учебных заведениях сложились наиболее благоприятные условия для революционной пропаганды, давшей в Пензе ощутимые результаты. В то же время основная часть жителей края большевиков не поддерживала, отдавая предпочтение, как и везде в России, другим левым политическим партиям. В Пензе прологом разразившейся в стране в 1917 г. революции стало убийство командующего гарнизоном генерал-майора Бема, совершившееся 10 марта на параде войск в честь праздника Свободы, через 8 дней после отречения от престола последнего в России Императора Михаила Александровича.

3 января 1918 года в Пензе была установлена советская власть.

В первые послереволюционные годы Пенза оказалась в эпицентре гражданской войны: в селах губернии вспыхивали крестьянские восстания, в мае 1918 года в городе произошли кровопролитные бои с мятежными войсками чехословацкого корпуса. Памятником этих трагических страниц в истории Пензы является некрополь на Советской площади, где похоронены пензенцы, защищавшие свой город.

В годы перед Великой Отечественной войной получила дальнейшее развитие производственная база: были построены кондитерская, трикотажная, швейная, бисквитная фабрики, завод безалкогольных напитков и завод счетных машин, начался выпуск велосипедов и наручных часов.

Одновременно совершенствовалась и расширялась образовательная, медицинская и культурная инфраструктура. В Пензе были созданы лесной, педагогический, индустриальный, строительный и др. техникумы, учительский институт, детская и инфекционная больницы, противотуберкулезный диспансер, организован родильный дом.

ОСНОВАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
4 февраля 1939 г. была образована Пензенская область. К тому времени население города составляло 160 тыс. чел. Одновременно была образована Пензенская железная дорога, вошедшая позже в состав Куйбышевской.

В первые годы Великой Отечественной войны Пенза превратилась в один из мощнейших в стране центров по производству минометного вооружения: на базе существовавших в городе предприятий местной и пищевой промышленности было развернуто оборудование заводов, эвакуированных из других городов.

Более 200 пензенцев удостоены звания Героя Советского Союза. В их числе А.А. Краснов, Н.С. Павлушкин, А.И. Мереняшев, Г.В. Терновский и др. Трудовой подвиг жителей Пензы также отмечен наградами Родины: велозавод – орденом Ленина, часовой завод – орденом Отечественной войны. За большой вклад в обеспечение победы в Великой Отечественной войне Пенза в 1985 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Современная Пенза – крупный центр России с хорошо развитой инфраструктурой и с богатыми культурными традициями.

Каждый город имеет сугубо индивидуальный предмет гордости. История Пензы складывалась под созвездием блистательных имен: литераторов – В.Г. Белинского, М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского, Д.В. Давыдова, М.Е. Салтыкова-Щедрина; композиторов – А.А. Архангельского, О.В. Гришина; режиссеров – В.Э. Мейерхольда, С.М. Рейнгольда; медиков – Н.Ф. Филатова, Г.А. Захарьина, Н.Н. Бурденко; ученых – Ф.И. Буслаева, В.О. Ключевского; певцов – А.А. Яхонтова, А.И. Мозжухина; художников – К.А. Савицкого, И.С. Горюшкина-Сорокопудова, А.В. Лентулова, В.Е. Татлина; кинодеятелей – И.И. Мозжухина, В.И. Пудовкина, М.А. Швейцера; военачальника М.Н. Тухачевского; космонавта В.И. Пацаева. История Пензы и память об этих людях увековечены в экспозициях Государственного объединенного краеведческого музея, картинной галереи им. К.А. Савицкого, музеев В.О. Ключевского, Н.Н. Бурденко и В.Э. Мейерхольда, Литературного музея.

Великие деятели Российской культуры и Пензенского края
«В Пензе – вся история России…» — сказал о нашем городе поэт Евгений Евтушенко. И это действительно так. Имена полутора тысяч деятелей российской культуры связаны с историей Пензенского края. Назовем некоторые из них.

Архангельский
Архангельский Александр Андреевич – композитор и хоровой дирижер – родом из села Ст.Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Родился 11 октября (по ст. стилю) 1846 года. Выпускник Пензенской духовной семинарии, он с юных лет проявил выдающиеся музыкальные способности. Это позволило ему впоследствии блестяще сдать экзамен на звание регента в Придворной певческой капелле Петербурга.
В 1880 году Архангельский организовал свой хор, состоящий из 75 человек, который в короткий срок занял главенствующее положение в культурной жизни северной столицы. Сорок три года Александр Андреевич руководил хором. Всемирную известность принес ему цикл «исторических концертов», включавших в себя хоровую музыку разных направлений и стилей от Палестрины до Баха.

Реформаторство А.А. Архангельского заключалось в том, что в его хоре впервые зазвучали женские голоса, и в том, что в трактовку духовных произведений он ввел классические приемы светской музыки. Все это чрезвычайно обогатило звуковую палитру и еще больше раздвинуло границы исполнительских возможностей академического хора.

В 2002 году имя Александра Андреевича Архангельского присвоено Пензенскому музыкальному училищу в ознаменование 120-летия со дня его основания.

Белинский В.Г.
Белинский Виссарион Григорьевич – выдающий литературный, театральный критик и публицист – родился 30 мая 1848 года в г. Суоменлинна (Финляндия) в семье флотского врача. Окончил Чембарское народное училище, учился в Пензенской гимназии. Поступил в Московский университет, из которого вскоре был исключен. Работал в московских и санкт-петербургских журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Современник». Белинским написано около 1100 статей и рецензий. Он положил начало не только теории литературы и театральной критики, но и изучению истории русской литературы, определив периоды и направления ее развития; теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики художественного творчества; эстетики, определив ее основные категории, понятие народности искусства. Идеи Виссариона Григорьевича Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства содействовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. На революционно-демократических идеях Белинского воспитывалось не одно поколение русских радикальных деятелей.

Ключевский В.О.
Ключевский Василий Осипович – историк, педагог — родился 16 января 1841 года в селе Воскресеновка Пензенского уезда в семье сельского священника. Его детские годы прошли в Пензенской губернии. Учился в Пензе в приходском духовном училище, духовном уездном училище, духовной семинарии. Окончил Московский университет. Был оставлен при кафедре для приготовления к профессорскому званию. Преподавательскую деятельность, которая принесла ему славу, начал с 1967 года и продолжал до конца жизни. Василий Осипович Ключевский оказал большое влияние на современное ему и дальнейшее развитие истории науки, создал крупную научную школу. Его «Курс русской истории» получил всемирную известность.

К 150-летию со дня рождения историка в 1991 году в Пензе был открыт Дом-музей В.О Ключевского. В знак признания заслуг ученого Международный центр по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория, США) присвоил планете № 4560 имя Ключевского.

Лермонтов М.Ю.
Лермонтов Михаил Юрьевич – великий русский поэт, прозаик, драматург. Родился 3.10 1814г. (по ст.стилю) в Москве. С 1815 года (то есть половину своей жизни) жил в родовом поместье Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки Е.А. Арсеньевой. В 1828 году поступает в Московский университетский благородный пансион, а в 1830 – в Московский университет, откуда вскоре увольняется и поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ноябре 1834г. произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. 31 декабря приезжает в отпуск в Тарханы, где работает над драмой «Два брата», поэмой «Демон», «Песней про купца Калашникова», поэмой «Тамбовская казначейша». Стихотворением «Умирающий гладиатор» и др. Это был его последний приезд в родные места. В 1837г. за стихотворение «Смерть поэта» отправлен в ссылку на Кавказ. Вторично отправлен на Кавказ в ссылку в 1840г. Поселившись в Пятигорске для лечения, встретился с ранее знакомым земляком Н.С. Мартыновым. В результате ссоры с ним состоялась дуэль, на которой М.Ю. Лермонтов был убит. Прах поэта покоится в часовне Тарханской усадьбы.

Официальный сайт музея-усадьбы «Тарханы» http://www.tarhany.ru/

Мозжухин И.И.
Мозжухин Иван Ильич – великий актер немого кино – родился 26 сентября 1889г. в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии, ныне районный центр Пензенской области. Учился во 2-й Пензенской мужской гимназии, увлекся театром, участвовал в постановках Пензенского народного театра. С 1908 года начал сниматься в кино. Получил известность после исполнения роли Трухаческого в фильме «Крейцерова соната». В 1920г. эмигрировал. Снимался главным образом во Франции. Похоронен в Париже. В 1990г. в Кондоле открыт мемориальный музей Ивана Ильича Мозжухина.

Мейерхольд В.Э.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич – великий режиссер и актер современности – родился 28 января 1874 года в Пензе в купеческой семье. Театром увлекся в раннем возрасте. Учился во 2-й мужской гимназии. Участвовал в любительских спектаклях. Отъезд в Москву не обрывает его связи с Пензой.

Мейерхольд работал актером в Московском художественном театре, возглавлял «Товарищество новой драмы». Летом 1904г. создал свой театр, послуживший основой к формированию художественной программы, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра.

После революции 1917г. Мейерхольд активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В 1921 г. организует Государственные высшие режиссерские мастерские, (на базе которых через год был создан ГИТИС), а при них – театр. В 1923г. он получает название – Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ). С 1934 по 1937гг. Мейерхольдом были поставлены спектакли по пьесам русских и советских драматургов в характерной для реформатора сцены яркой, зрелищной форме. После закрытия ГосТИМа в 1938г. Мейерхольд работал в Государственном оперном театре им. К.Станиславского. Летом 1939г. он был арестован, а в ночь со 2 на 3 февраля расстрелян в Бутырской тюрьме. В 1984г. в Пензе открыт Музей сценического искусства им. Вс.Мейерхольда.

В 1999 году Пензе установлен первый в России памятник Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду. Он выполнен пензенским скульптором Ю.Е. Ткаченко. Великий режиссер выходит на сцену и оглядывается на тех, кто за кулисами. Мы же видим памятник из-за кулис, Мейерхольд уходит от нас – на сцену, в свое искусство.

Источники: http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=34, https://golos.io/ru--puteshestviya/@singa/penza-otvet-na-post-gorod-zagadka, www.penza-gorod.ru





Вы бы поехали?

В первый список
1(100.0%)
Во второй список
0(0.0%)
В третий список
0(0.0%)
Я там прекрасно живу
0(0.0%)
Нет
0(0.0%)

Tags: Мои города по алфавиту, Пенза, Россия, авиация, дальнее путешествие, мечта, надо ехать, план, проект
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yelena1234 february 6, 17:47 4
Buy for 30 tokens
Стихи для чтения вслух - Елена Глушко - Ridero Письменный стол на краю пропасти - Елена Глушко - Ridero Внеочередные басни - Елена Глушко - Ridero Счастливо тебе, детка - Елена Глушко - Ridero
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments