yelena1234 (yelena1234) wrote,
yelena1234
yelena1234

Categories:
  • Mood:

Юрий Башмет. Всегда в движении



Народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет с 24 января по 10 февраля впервые проводит свой Зимний международный фестиваль искусств в Москве. Это не означает переезд знаменитого смотра из Сочи: с 12 по 23 февраля музыканты разных направлений, драматические актеры, артисты балета и композиторы, как и в предыдущие 12 лет, соберутся на берегу Черного моря. Новинок и уже любимых публикой спектаклей и программ хватит на оба фестиваля. В сочинской афише — сразу три мировые премьеры сочинений Оскара Бьянки, Тошио Хосокавы, Николо Кампогранде, в исполнении которых примет участие маэстро, а также первый гала-концерт оперных звезд в рамках международного проекта "Опера — за мир".

О сложностях и радостях фестивальной организации, работе с авторами и значении экспериментов маэстро Башмет откровенно рассказал в интервью.

— Юрий Абрамович, в какой уголок России вы пока не добрались с фестивалем, но очень хотели бы?

— Нужно как-то взвешивать расстояние, количество, запас времени. У нас много фестивалей, и наша первая задача — не тиражировать готовое, просто перевозя в новое место. В Хабаровске есть своя публика и свои особенности. Вы же знаете, там тигр и медведь гуляли по главной улице? В Сочи тоже есть свои особенности: географическое положение, политика (потому что Черное море).

Я не могу сказать, где бы мне хотелось сделать еще фестиваль и какая там будет идея. Но при желании местных властей я буду мгновенно реагировать. Одно такое место, кстати, есть, это Сатка в Челябинской области. Там есть человек, который готов построить концертный зал, спрашивает, кого приглашать по акустике. Мы ведем сейчас переговоры
Когда я вижу такое желание, я двумя руками за. А началось все с того, что он хотел пригласить мою дочь Ксению выступить. А я спросил, могу ли и я приехать?

— Почему вам так интересен фестивальный формат?

— Я столько наездился с чемоданами по гастролям! Поэтому фестивали мне нравятся еще и с точки зрения быта: приезжаешь и сколько-то дней находишься на одном месте, репетируешь, выступаешь.

— Наверное, уже можно поделиться первыми впечатлениями от Зимнего фестиваля искусств в Москве.

— Трудно сказать, ведь фестиваль еще идет. Очень приятно, что почти на все концерты уже к началу фестиваля билеты были распроданы. Но дело в том, что это могло бы быть и без фестиваля. И было до него. Мы часто выступаем в Москве, здесь и стены родные, и публика.

— Есть ли планы сделать фестиваль ежегодным?

— Конечно, хотелось бы, чтобы он жил и дальше. Но прежде всего надо, чтобы прошел весь фестиваль и чтобы на него отреагировали и общество, и пресса, и мэрия.

— Кстати, как дела с поддержкой властями?

— Прекрасно. Мы обо всем договорились с Сергеем Семеновичем, его не надо было уговаривать, он принял и поддержал фестиваль с открытым сердцем. Это достаточно дорогостоящий проект: арендовать помещения, приглашать артистов — все стоит денег. Конечно, что-то происходит за счет наших договоренностей с артистами, когда мы приезжаем друг к другу на фестиваль.

— Продолжая тему финансирования. В прошлом году фестиваль в Сочи остался без помощи местных властей. Удалось ли урегулировать ситуацию?

— Там вопрос принципа, а не суммы. Кроме одного года, мэрия Сочи поддерживала с большой кровью и бешеными опозданиями. В каком-то году вообще не поддержали, бесконечно обещая, что все будет. Мы приехали уже на следующий фестиваль, через год, они все еще не выполнили своего обещания.

— Кто же помогает?

— Во-первых, Министерство культуры финансировало и увеличивало помощь. Дальше уже — спонсоры, и в результате получается очень большой, в том числе по бюджету, фестиваль.

Бывший министр культуры Владимир Мединский замечательно поставил вопрос углом перед сочинцами и Краснодарским краем: если вам не нужно, то почему мы это делаем? А он свое слово всегда держал. Но теперь в Сочи сменилась власть, и у меня есть надежда, что сейчас у нас будет поддержка.

— К слову о Минкультуры. Новой главой стала Ольга Любимова, и по традиции культурная общественность сразу стала делать ставки и обсуждать. По соцсетям пошли сообщения, якобы новый министр когда-то высказывалась о себе как о "некультурном" человеке. Вас это не настораживает?

— Нет, меня это не настораживает. Давайте абстрагируемся и представим, что это может быть какой-то "стеб". Причем не сегодняшний. Во-вторых, представьте, что вы попали два-три раза подряд на какую-то ерунду: либо неудачную постановку, либо вялое исполнение. Если бы я так попал несколько раз подряд, то тоже думал бы: либо я чего-то не понимаю, либо они плохо это делают. И в результате это искусство вряд ли бы мне понравилось.

— А вы доверяете вкусу современной публики?

— А что такое "современная публика"?

— Сегодня классическое искусство стало модным, все потянулись в оперу, на концерты, в первую очередь, конечно, на имена на афишах. Вы доверяете вкусу тех, кто составляет сегодня большую часть зала?

— Если не копаться, то я скажу, что доверяю. А если все-таки сказать шире, то я не согласен, что сейчас стало модным, повысился интерес. Я не помню, когда он понижался. Видимо, я нахожусь в какой-то другой категории. Мы много ездим по стране и с Всероссийским юношеским оркестром, и с "Новой Россией", и с "Солистами Москвы". Ведь нельзя ориентироваться только на столицу. В то же время я не помню момента, когда зал был не полон.

— Если продолжить про вкус. На фестивалях и в Москве, и в Сочи много премьер. Бывало ли такое, что вы заказывали композитору сочинение, но результат вас не устраивал?

— Я всегда с очень большим уважением отношусь к тем, кто из ничего на белом листе бумаги может создать нечто новое, произведение. Я совершенно не композитор, но раз в два года возникает какая-то идея, если я успею это наиграть — запомню. В прошлом году был момент, когда я подумал, что неплохо было бы что-нибудь сочинить. Я был один, мне никто не мешал, но ничего не приходило в голову.

Поэтому сказать, что я разочаровывался после премьеры или был резко недоволен, я не могу. Мы творчески относимся к этому моменту и разговариваем с авторами. Так, мы как-то вместе с композитором Александром Чайковским "надавили" на автора одного концерта для альта и симфонического оркестра, он внес изменения, и в результате получилось цельное, сложное, но очень хорошее произведение.

А с одним автором-модернистом мы никак не договоримся: в сочинении нет точки, он говорит, что в этом и смысл. А я считаю, что это непонятно, нужна кульминация. Уйти с тем, что слушатель не понял, зачем, почему и о чем это, — этого я не могу оправдать. Да, должны уходить с вопросом, но продукт должен быть ясен.

— То есть вы не бросаете сочинение?

— Как минимум мы гарантируем премьеру сочинения. А дальше уже жизнь покажет. Обычно мне удается познакомиться с новым сочинением только за несколько дней до представления, потому что в плотном графике невозможно за год получить ноты, обсуждать что-то с автором. Это возможно только уже в ходе репетиций, перед концертом.

После премьеры многие сочинения остаются жить, причем искрометно жить. Например, "Не покидай свою планету" с Хабенским, "Фантастическая Кармен" — все рождалось на фестивале в Сочи.

— По вашим ощущениям, зритель доверяет новым именам и названиям в афише?

— Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Например, кто-то покупает абонемент на наши концерты в Москве, и в этом случае я могу сказать: этот человек доверяет мне и по программе, и по исполнению, он приходит готовым к тому, что будет что-то необычное, но интересное. А если это человек, который просто увидел рекламу и услышал какие-то отзывы, и пришел на концерт совершенно неподготовленный, то тут не угадать: либо ему понравится, либо нет.

Я в любом случае рискую: могу разочаровать того, кто меня знает, и неприятно удивить того, кто меня не знает.

— Каких произведений вы ждете?

— Основа — профессионализм и академическая база. Люди не должны этого избегать, стараясь быть какими-то ультрасовременными, привлекать к себе внимание спекуляциями и внешними эффектами. К сожалению, мы уже болеем разрушением основ. А если их не придерживаться, то будет океан, буря чего-то, может быть, иногда красивого, странного, но вопрос "зачем?" будет зашкаливать.

Может быть любой свежий взгляд на какие-то общечеловеческие ценности: рождение и смерть, любовь и ненависть, предательство и верность. Эксперименты тоже нужны, чтобы почерпнуть что-то полезное для себя. Я нахожусь в первых рядах тех, кто пробует все, что появляется: в Сочи я исполнил пьесу, сочиненную нейросетью "Яндекса", в Ярославле у нас была спектральная музыка. Поэтому я знаю, о чем говорю.

Беседовала Анастасия Силкина
Tags: Краснодарский край, Москва, Сочи, классика, музыка, новости, фестиваль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Большая просьба, помогите перепостом! Сбор гумпомощи для борьбы с коронавирусом в прифронтовых зонах Донбасса по просьбам от жителей обстреливаемых…

  • Сегодня был такой красивый день

    Каждый год на Троицу монахини украшают дорожку цветами и травой. Здорово, правда? Видео не мое, поделились🌺

  • Севильский цирюльник дыбом

    Состояние "дыбом", революционное, свойственно определенному возрасту. Однако оно может быть и в характере. Тогда тема возраста в принципе уходит…

promo yelena1234 february 6, 2018 17:47 9
Buy for 30 tokens
Стихи для чтения вслух - Елена Глушко - Ridero Письменный стол на краю пропасти - Елена Глушко - Ridero Внеочередные басни - Елена Глушко - Ridero Счастливо тебе, детка - Елена Глушко - Ridero
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments