yelena1234 (yelena1234) wrote,
yelena1234
yelena1234

  • Mood:

Мои города по алфавиту. У Усть-Кут



Усть-ЗакутОк)) уютно сразу от названия. И у них там тоже есть Лена, только больше меня) и остров Домашний (см. видео в конце поста и фото).

Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города - 56 км².

История Усть-Кута началась с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м, отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений - местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство - знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу (звучит!) и занялся земледелием.

Из-за выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек - Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений за выход к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить.

На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Также во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии пhttp://www.admustkut.ru/gallery/nazvanie-alboma/олучивший статус памятника.

В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун - Братск - Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

Численность: 42 272 чел. (2017).

Этнохороним: устькутянин, устькутянка, устькутяне.

Отсюда: 1, 2, 3, 4.

ФОТО смотреть



Вы бы поехали?

В первый список
0(0.0%)
Во второй список
0(0.0%)
В третий список
1(100.0%)
Нет
0(0.0%)
Я там прекрасно живу
0(0.0%)

Tags: Мои города по алфавиту, Россия, У, Усть-Кут, дальнее путешествие, дзен, мечта, план, проект
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo yelena1234 february 6, 17:47 4
Buy for 30 tokens
Стихи для чтения вслух - Елена Глушко - Ridero Письменный стол на краю пропасти - Елена Глушко - Ridero Внеочередные басни - Елена Глушко - Ridero Счастливо тебе, детка - Елена Глушко - Ridero
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments